Bankrot-help.ru

Консультация Юристов
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вас признали нарушителем по статье 7

Вас признали нарушителем по статье 7.1 КоАП РФ: что делать?

Самовольное занятие земельного участка является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.

Зачастую граждане не подозревают, что, используя для своей хозяйственной деятельности «свободный», как им кажется, земельный участок, они тем самым совершают правонарушение, ответственность за которое установлена нормами статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) .

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что земля «ничьей» не бывает. Исходя из положений земельного законодательства земельные участки, не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, принадлежат государству (ст. 16 ЗК РФ).

В данной статье мы расскажем, в каком случае правообладатель земельного участка может быть привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП, а также порядок устранения допущенного правонарушения.

Если же правоустанавливающие документы были получены давно и не сохранились, в некоторых случаях, будет попросту невозможно доказать право собственности на землю.

Нарушение целевого назначения, или «простаивание» участка могут повлечь за собой ответственность для собственника. В соответствии со статьей 8.8 Кодекса об административных правонарушениях, за нецелевое использование земли, для граждан предусмотрен штраф в размере от 0,5% до 1% от ее кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей.

За неиспользование земли — штраф от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости, но не менее 3 000 рублей.

Чем грозит?

Лица, виновные в самовольном занятии земли, привлекаются к ответственности в рамках КоАП РФ. Но прежде им предстоит вернуть землю ее законному владельцу. Рассмотрим, какой вид юридической ответственности установлен за самозахват земельных угодий.

Последствия

Особенность трактовки нарушения в том, что оно не порождает никаких прав для виновников. Земля по-прежнему принадлежит правообладателю – собственнику, владельцу или арендатору.

Правовые последствия от незаконного занятия земельного участка:

  1. Захватчик не может совершать с наделом никакие сделки (продажа, дарение, обмен, залог, завещание и прочие операции). Даже если он попытается распорядиться землей, ему откажут по причине отсутствия правоустанавливающих документов.
  2. Освобождение участка по первому требованию хозяина. Необходимо не только прекратить деятельность, но и вернуть землю в первоначальное состояние. Например, если захватчик успел построить строение – он обязан его снести (п. 3 ст. 76 ЗК РФ). В случае отказа владелец вправе подать жалобу, и тогда сносом самостроя займутся государственные органы. Нарушителю придется оплатить работы по демонтажу.
  3. Возмещение причиненного вреда земле (например, истощение или загрязнение почвы).
  4. Выплата компенсации владельцу участка, если в ходе самовольного занятия была извлечена прибыль. Неосновательное обогащение нужно вернуть в полном объеме (ст. 1102 ГК РФ).
  5. Расходы нарушителю не возмещаются, поскольку он понёс их от незаконного использования чужой земли.

Ощутимой санкцией является административный штраф. О его размерах и начислении читайте далее.

От штрафа до сноса: чем грозят незаконные постройки на садовом участке

На форумах в интернете немало рассказов о том, как соседи по дачному участку нарушают правила землепользования, доставляя неудобства другим. Одну из таких историй рассказала собственница участка в Подмосковье.

«На своей даче мы бываем редко. В основном, по выходным или летом во время отпуска. Примерно год назад через дорогу от моего участка появился двухэтажный гараж. Оказалось, соседи оборудовали в нем автосервис. Теперь рядом с нашим участком постоянно стоят какие-то полуразобранные машины.

Я долго терпела, но однажды вышла с ребенком погулять и увидела, как по улице течет ручьем грязная мыльная вода. Течет через дорогу и прямиком к нашему участку. Оказалось, соседи теперь еще и мойкой занялись.

На мой вопрос, на каких основаниях они все это делают, хозяйка участка грубо ответила: «Я здесь прописана. Что хочу, то и буду делать!» Спорить с ней мне показалось бесполезным: темпераментная женщина из ближнего зарубежья даже слушать ничего не хотела. Тогда я обратилась к председателю СНТ. Он ответил, что никаких разрешений ни на автосервис, ни на мойку не давал.

В тот раз мы не стали больше спорить – нужно было уезжать домой. Но когда через месяц мы снова вернулись на дачу, в дополнение к мойке и автосервису прямо у нашего забора появился столб ЛЭП. А провода от него протянулись прямиком к тому самому гаражу. Это стало последней каплей моего терпения. Придется искать управу на соседей, которые про закон, видимо, никогда не слышали».

Что делать и куда обращаться?

Такие нарушения в России – явление нередкое. И соседи имеют полное право требовать от собственника соблюдать нормы градостроительного регламента. Если члены СНТ заметили, что другие владельцы используют земли товарищества не по назначению, они могут:

  • подать жалобу в органы местного самоуправления;
  • обратиться в региональное министерство имущественных отношений, если представители муниципалитета так и не приняли никаких мер.

В ответ на обращение ведомство должно организовать проверку, в ходе которой специалисты примут решение о назначении штрафа или передаче дела в суд.

Дачная амнистия не при чем

Правила высотности нарушают чаще всего

Как отмечают представители власти, чаще всего при строительстве зданий на загородных участках нарушают нормы высотности. Законодательство ограничивает высоту построек на участках – не более 20 метров (или 3 этажей). Также постройки запрещается возводить ближе 3 метров от забора.

Но существуют и уникальные случаи нарушения закона. Например, один из собственников земли построил на участке площадью 6 соток целый таунхаус и был искренне возмущен, когда объект отказались регистрировать.

Как избежать ошибок?

Чтобы не допустить ошибок по незнанию и избежать проблем в дальнейшем, перед началом строительства эксперты советуют заказывать проект дома у профессионального архитектора, который знаком со всеми нормами и ограничениями законодательства.

А когда дом уже построен, оценить отсутствие нарушений сможет только кадастровый инженер. И если муниципальный земельный контроль найдет нарушения, дело могут передать в суд.

Варианты наказания

Суд имеет право не только наказать нарушителя штрафом, но и вынести решение о сносе. В первую очередь такая угроза касается новых построек. Дома, которым уже больше 20 лет, сносить вряд ли будут, но владельца обяжут заплатить штраф.

Кстати, размер денежных наказаний за нецелевое использование земель немаленький.

  • Для физических лиц – 0,5-1% кадастровой стоимости земли или 10 000 – 20 000 рублей (если кадастровая стоимость не определена).
  • Для должностных лиц – 1-1,5% кадастровой стоимости или 20 000 – 50 000 рублей.
  • Для юридических лиц – 1,5-2% от кадастровой стоимости, либо 100 000 – 200 000 рублей.

В течение 2019 года таких штрафов только в Подмосковье было выписано на 12 млн рублей. За нецелевое использование земли Росреестр оштрафовал более 500 владельцев земельных участков. В их числе были и члены СНТ.

  • Главная
  • Новости
  • Администрация
  • Антикоррупционная политика
  • О городе
  • Приемная
  • Открытые данные
  • Версия для слабовидящих
  • Власть
  • Экономика и финансы
  • Архитектура и градостроительство
  • Муниципальное имущество и землепользование
  • Официальные документы
  • Социальная сфера
  • ЖКХ
  • Потребительский рынок
  • Защита прав потребителей
  • Отдел по сельскому хозяйству, Отделы сельских территорий и ТОСы
  • ЗАГС
  • Кадровое обеспечение
  • ГО и ЧС
  • Отдел по культуре, молодежной политике, спорту и развитию туризма
  • Это важно
  • Вам помогут
  • Горячая линия
  • Это интересно
  • Центр занятости
  • Актуальные интервью
  • Муниципальный архив
  • Оценка регулирующего воздействия
  • Антитеррористическая комиссия
  • Предпринимательство
  • Муниципальный контроль
  • Комитет по муниципальному контролю и административной практике
  • Антимонопольный комплаенс
  • Национальная политика

Это важно

  • Информация для беженцев
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Доступная среда
  • Информация Пенсионного фонда
  • Административная комиссия
  • Сведения, подлежащие представлению с использованием координат
  • Прокуратура информирует
  • Фонд социального страхования РФ информирует
  • Налоговая инспекция информирует
  • Росреестр и кадастровая палата информируют
  • Всероссийская перепись населения 2020 года
  • Профилактика коронавируса
  • COVID-19 Нормативно-правовые акты
  • Важная информация для предпринимателей
  • Мы и ЗОЖ

Обзор судебной практики по делам, связанным с государственным земельным надзором

Государственный земельный надзор – одна из важнейших функций государственного управления земельными ресурсами, благодаря которой обеспечивается соблюдение требований законодательства, рациональное использование и охрана земельных ресурсов.

С одной стороны, он служит средством выявления нарушений законодательства, с другой — является механизмом, понуждающим землепользователя устранить допущенное правонарушение. В связи с этим земельный надзор необходимо осуществлять непрерывно, добиваясь неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства участниками общественных отношений в указанной сфере.

Значительное увеличение судебных споров, связанных с обжалованием в судебном порядке действий по привлечению к административной ответственности, вполне закономерно обосновано изменениями в законодательстве, которыми существенно увеличен размер штрафов за нарушения земельного законодательства.

Основными причинами обжалования действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – Управления) по государственному земельному надзору в 1 полугодии 2016 года являлось отсутствие, по мнению заявителей, события административного правонарушения, его состава, в том числе, отсутствие или недоказанность вины.

Как и в предыдущие годы, наиболее распространенным нарушением земельного законодательства по-прежнему является нарушение, предусмотренное ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно самовольное занятие земельных участков.

В ряде случаев судами отменены постановления о привлечении к административной ответственности по усмотрению признаков малозначительности. В качестве обоснования наличия признаков малозначительности судами приведены, в том числе, следующие аргументы: административное правонарушение не представляет особой общественной опасности; оно не нанесло значительного ущерба охраняемым обществом отношениям; привлекаемым к ответственности лицом к моменту рассмотрения жалобы устранены допущенные нарушения земельного законодательства.

Физическое лицо «Л» обратилось в районный суд с заявлением об отмене постановления Управления о привлечении его к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.

В обоснование своих требований заявитель просил отменить постановление о назначении наказания и прекратить производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

Суд, установив факт использования « Л» спорного земельного участка при отсутствии предусмотренных законодательством РФ прав, заявленные требования удовлетворил по следующим основаниям.

При этом, суд пришел к выводу, что, хотя в действиях «Л» формально и содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия вреда и отсутствия негативных последствий, при установленных судом обстоятельствах действия «Л» не представляют собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Также судом отмечено, что в данном случае возбуждением дела об административном нарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, в настоящее время «Л» приняты меры к оформлению земельного участка в собственность; при таких обстоятельствах наложение административного наказания в виде штрафа в указанном размере имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения, обстоятельствам дела, степени вины нарушителя.

При этом, суд сослался, в том числе, на положения пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предусмотрено, что, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Принимая во внимание изложенное, оспариваемое постановление, по мнению суда, подлежало отмене, а производство по делу – прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.

То есть, при назначении административного наказания физическому лицу судом, наряду с иными фактическими обстоятельствами, учитываются, характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Одной из проблем правоприменительной практики в земельно-имущественной сфере стал, в том числе, затянувшийся процесс переоформления юридическими лицами ранее возникшего у них права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или собственности. Срок такого переоформления, неоднократно переносился (в силу объективных обстоятельств, затруднявших такое переоформление), но после 1 июля 2012 г. продление прекратилось. Для юридических лиц, нарушающих порядок и условия переоформления, введена административная ответственность в виде штрафа ( ст. 7.34 КоАП РФ).

В Арбитражный суд обратилось общество «Р» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа.

Судом установлено, что по итогам проведенной прокуратурой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования обществу «Р», выявлено, что обязанность, установленная п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-Ф3), по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или право собственности обществом не исполнена, соответствующие документы не представлены. В отношении общества «Р» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.34 КоАП РФ, материалы направлены в Управление.

Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания, которым общество «Р» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из соответствия оспариваемого постановления действующему законодательству. В обоснование постановленного решения суд указал следующее.

Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в законную силу с 20.03.2015, статья 7.34 КоАП РФ изложена в новой редакции, которой установлена ответственность за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137, юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Следовательно, с 20.03.2015 юридическое лицо, не выполнившее в срок до 01.07.2012 обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, осуществляющее использование данного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, несет ответственность на основании ст. 7.34 КоАП РФ в новой редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Как следует из материалов дела, общество «Р» использует земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования. Вместе с тем, общество в установленный Федеральным законом № 137-Ф3 срок не выполнило обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или по приобретению этих земельных участков в собственность.

При этом судом отмечено, что существующий порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусматривает активные действия самого лица, использующего земельный участок, однако судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие, зависящие от него меры для соблюдения требований земельного законодательства в установленном законом порядке.

Доказательств своевременного принятия надлежащих мер, направленных на соблюдение требований земельного законодательства, в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.34 КоАП РФ, отказав в удовлетворении заявленных требований.

Решением суда апелляционной инстанции постановление Управления и решение суда первой инстанции оставлены без изменения, апелляционная жалоба общества – без удовлетворения.

Следует учитывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено наказание.

Таким образом, результаты, достигнутые в рамках осуществления государственного земельного надзора, являются залогом эффективности исполнения указанной функции и позволяют не только сохранить земельные ресурсы как важнейшую составляющую природы в целом, основу хозяйственной деятельности, но и исключить нарушения и злоупотребления предоставленными действующим законодательством правами при использовании земли как объекта недвижимого имущества.

отдела правового обеспечения Управления Н.В. Регулярная

Правильно составленная претензия – кому нести?

Если произошел незаконный захват территории, то в первую очередь необходимо составит заявление, в котором следует описать ситуацию, указать адрес спорного участка и сформулировать свое требование.

К документу можно приложить документы, подтверждающие незаконное деяние: копии документов на землю, схемы, планы, фотографии. обязательно указать свои ФИО, паспортные и контактные данные, подставить дату и свою подпись.

Можно также предоставить переписку с лицом, осуществившим захват земли, чтобы доказать его нежелание мирного урегулирования проблемы.

Заявление с приложенными к нему документами следует подавать в земельный комитет либо в соответствующее управление (департамент) местной администрации. Когда сторона, самовольно занявшая чужую земли, не желает решать проблему миром, то подается исковое заявление в суд. Если собственником незаконно присвоенной земли является не физическое или юридическое лицо, а, например, муниципалитет, то претензия подается в прокуратуру.

Незаконное использование земли

Основные принципы пользования землей регулирует Земельный кодекс и другие нормативно-правовые акты РФ.

Нарушения в сфере земельных отношений, к сожалению, не редкость.

Многие граждане не знают, что, в случае самовольного занятия ими земельного участка, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

В этом разделе подробно описаны виды противозаконных действий, связанные с самозахватом земли, приведены суммы штрафов, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, при использовании земельного участка лицом, не имеющим на него прав.

В наших статьях мы расскажем о том, какие объекты признаются самовольно построенными.

Также вы найдете информацию об условиях, при которых возможно признать право собственности на самовольное строение.

Необходимо понимать, что только право собственности дает возможность владельцу свободно распоряжаться своим недвижимым имуществом (продать, подарить, завещать).

Чтобы избежать проблем, рекомендуем всегда оформлять документы на объекты недвижимости в соответствии с законом.

Самовольное занятие земельных участков

Что считается самозахватом земли. Правила привлечения к административной ответственности граждан за данный вид правонарушений

Как узаконить самовольную постройку

Какие постройки признаются самовольно построенными и способы получить право собственности на них.

Споры о границах земельных участков

Наиболее распространенные виды земельных споров и способы восстановления нарушенных прав.

  • Назад
  • Вперед
  • Недвижимость и право

Комментарии

Добавить комментарий

Форма обратной связи

Информация, размещенная на нашем сайте, посвящена правоотношениям, связанным с оформлением имущества: домом, квартирой, земельным участком.

На сегодняшний день (в связи с вступлением в силу закона «О государственной регистрации недвижимости») значительно упрощена учетно-регистрационная процедура Росреестра (органа регистрации прав).

Законодательно данный нормативный акт призван облегчить жизнь простым гражданам.

Но, к сожалению, на практике, при осуществлении сделок с объектами недвижимости (купле-продаже, наследовании, приватизации и т.д.), часто приходится сталкиваться с нарушениями законодательства и неправомерными действиями со стороны соответствующих должностных лиц при оказании государственных услуг.

Ознакомившись с подготовленными материалами, вы сможете отстоять свои права, исключить случаи нарушения закона, и при необходимости, обжаловать действия чиновников в досудебном (административном) порядке.

При возникновении проблемы, решение которой вы не нашли в размещенных материалах, обратитесь с вопросом к специалистам через форму обратной связи на сайте или позвоните по указанным телефонам:

Единый федеральный номер (ежедневно 9.00 — 23.00)

Москва и область (ежедневно 9.00 — 23.00)

Вы получите ответ специалиста, который поможет вам, опираясь на нормы закона, самостоятельно решать даже сложные проблемы.

Урегулирование проблем, связанных с самозахватом

В том случае, если вы столкнулись с самозахватом вашей земли, алгоритм действий должен быть примерно следующим:

  1. Обратиться к захватчику. Наилучший вариант здесь — это подать претензию в письменном виде, сохранив доказательства того, что документ посылался (например, отправить ее по почте письмом с описью вложения). Если повезет, то на этой стадии можно заключить соглашение с обоюдной выгодой: либо официально оформить передачу участка, либо мирно договориться о компенсации.
  2. Если ответа на претензию не последовало либо нарушитель отказался компенсировать убытки, следует обратиться с жалобой в компетентный государственный орган, занимающийся надзором за землей. Им может быть Россельхознадзор (если речь идет о землях сельхозназначения), Росреестр (если нарушение связано с порядком регистрации участков) или Росприроднадзор (если для участка предусматривается особый режим использования).
  3. После того как решение по административному делу вынесено, можно подавать гражданский иск в суд и требовать как возврата имущества, так и взыскания убытков.
  4. В некоторых случаях может потребоваться дополнительное межевание либо проверка данных, содержащихся в ЕГРН, о границах участка. Это необходимо для того, чтобы определить, был ли самозахват вашей земли или вы необоснованно считаете своей землю, которая реально вам не принадлежит.

В том же случае, если захвату оказалась подвергнута земля, находящаяся в собственности государства или муниципалитета, урегулирование проблемы возможно путем ее выкупа. Во многих случаях это допускается, однако надо помнить: далеко не все земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть приватизированы или выкуплены. Более того, в ряде случаев статус объекта это прямо запрещает.

В целом же, если вы столкнулись с фактом самозахвата, мы рекомендуем обратиться к компетентному специалисту в области земельного права. В этой области довольно много взаимосвязанных актов, принятых как на федеральном, так и на региональном или местном уровне, поэтому велик риск ошибки.

Больше полезной информации — в рубрике «Земля».

Читать еще:  Виды разрешенного использования земельных участков сельхозназначения
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector