Bankrot-help.ru

Консультация Юристов
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки и цели

Процедура банкротства предприятия: этапы, сроки и цели. Процедуры банкротства.

Jurist_arbitr — 09/11/2013 31/05/2017

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия, нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство» происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг, возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации. Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

Читать еще:  Очередность выплат при банкротстве банка

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой взыскания задолженности, поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.

После сбора всех документов, Вам необходимо подготовить – заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом).

Здесь вы можете скачать типовой образец заявления о банкротстве гражданина.

Кроме заявления, Вам также необходимо подготовить – перечень кредиторов, перечень задолженностей, опись имущества, ходатайство об исключении имущества и дохода из конкурсной массы, ходатайство об отсрочке внесения денежных средств на депозит суда, ходатайство о назначении финансового управляющего и ряд других.

При подготовке заявления Вам необходимо указать:

Именно от этого в дальнейшем будет зависеть признание банкротом физического лица.

Комплект указанных процессуальных документов Вы обязаны направить каждому кредитору.

При проведении процедуры банкротства ИП Должнику не нужно направлять каждому кредитору комплект документа. Однако ему необходимо опубликовать уведомления о намерении подать заявление о банкротстве.

Такое уведомление должно быть опубликовано в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСБ) и заверено нотариально.

На нашем сайте мы подробно описываем процесс ликвидации предприятия по решению собственника имущества, но в последние годы не так редки стали случаи инициирования процесса ликвидации фирмы как регистрирующим органом, так и судом. Рекомендуем всем собственникам предприятия, директорам и юристам прочитать наши статьи, основанные исключительно на правоприменительной практике последних лет, о том почему суды и регистрирующие органы инициирует ликвидацию организаций и чем это зачастую заканчивается. Возможно эти знания помогут в будущем избежать вам больших финансовых потерь. Начало ликвидации компании несет за собой как положительные, так и отрицательные стороны.

Существуют 2 вида банкротства:

  • Упрощенная процедура банкротства (в том числе банкротство ликвидируемого должника)
  • Полная процедура банкротства

Для выбора оптимального способа банкротства предприятия мы рекомендуем
провести предварительную встречу c антикризисным управляющим,
на которой уточняются детали дела и разрабатывается стратегия
наиболее эффективного способа решения, стоящих перед Вами задач.

Ниже мы опишем упрощенную процедуру банкротства ликвидируемого должника,
как наиболее частую в Республике Беларусь.

Инициирование процедуры банкротства предприятия заключается в составлении ликвидатором заявления о банкротстве организации . Перед составлением заявления о признании банкротом целесообразно провести мероприятия по подготовке организации к банкротству , чтобы снизить риски при проведении банкротства.

Экономический суд рассматривает заявление о банкротстве в судебном заседании с вызовом заявителя. В случае, если обстоятельства, изложенные в заявлении о банкротстве, будут признаны судом обоснованными, то будет возбуждена процедура банкротства –конкурсное производство и назначен антикризисный управляющий , к которому переходит управление делами предприятия-должника. В данном случае антикризисный управляющий выбирается из предложенных должником 3 (трех) кандидатур. Ключевой момент всей этой истории – кредиторы также имеют право предложить свои кандидатуры управляющего.

Управляющий должен ответить на вопрос, что привело должника к банкротству . Он будет анализировать текущее состояние и предшествующие сделки . Потом управляющий должен провести инвентаризацию и оценку имущества должника, а как показывает практика на этом этапе возникают пикантные ситуации.

Введение конкурсного производства влечет следующие последствия:

  • Наступают сроки исполнения всех обязательств должника;
  • Прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций
    за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей;
  • Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям,
    признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
  • Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или
    влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование,
    возможно только с соблюдением требований Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;
  • Прекращается исполнение по исполнительным документам (за некоторым исключением);
  • Исполнительные документы передаются судебными исполнителями антикризисному управляющему;
  • Снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника,
    в том числе ограничения по распоряжению расчетными счетами. Теперь все платежи с расчетного счета предприятия
    могут производится только платежными документами антикризисного управляющего;
  • Прекращаются полномочия руководителя должника;
  • Все требования кредиторов могут быть предъявлены только антикризисному управляющему,
    который проверяет их законность и обоснованность.

Порядок проведения процедуры банкротства предприятия в самом общем виде заключается в проведении инвентаризации, оценки имущества должника, его последующей реализации, взыскании дебиторской задолженности и расчетах с кредиторами.

Процедуру банкротства проводит антикризисный управляющий, но есть второй центр власти в процедуре банкротства:
Собрание кредиторов , которое представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями управляющего.

Законодательство наделяет собрание кредиторов широкими полномочиями.
Управляющий должен отчитываться перед собранием кредиторов о своей деятельности и состоянии должника.
Согласие собрания требуется ему для решения многих важных вопросов, например, по начальной цене, порядку,
срокам и условиям продажи имущества должника и дебиторской задолженности.
Собрание кредиторов де-факто может заблокировать работу управляющего и, вместе с тем,
требовать его отстранения за любое неисполнение или ненадлежащее исполнения возложенных на него обязанностей.

Право голоса на собрании кредиторов есть только у конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований.
На собрании кредиторов решения принимаются простым большинством. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов,
определяется пропорционально размеру его требований к общей сумме требований, включенной в реестр требований кредиторов на
дату проведения собрания кредиторов

Комитет кредиторов в количестве до 7 человек выбирается на собрании кредиторов для оперативного контроля за действиями управляющего.
За исключением некоторых позиций, его компетенция идентична компетенции собрания кредиторов и он может выступать альтернативой.
Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.

К конкурсной массе относятся: основные и оборотные средства предприятия; нематериальные активы; дебиторская задолженность;
прочие активы, находящиеся на балансе должника. Продажа организуется конкурсным управляющим путем проведения торгов.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет средств, вырученных от продажи имущества должника, в следующей очередности:

  • 1 очередь: требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью,
    путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • 2 очередь: расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника
    по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ,
    оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по обязательным страховым взносам,
    взносам на профессиональное пенсионное страхование,
    иным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь,
    а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве
    и профессиональных заболеваний;
  • 3 очередь: удовлетворяются требования по обязательным платежам (за исключением отнесенных ко второй и пятой очереди);
  • 4 очередь: удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
  • 5 очередь: производятся расчеты с другими кредиторами

Вне очереди покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему;
текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника.

О завершении конкурсного производства экономическим судом выносится определение по итогам рассмотрения отчета управляющего о результатах проведения процедуры банкротства.

Читать еще:  Помощь в оформлении банкротства физического лица

На основании определения суда в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации-должника. С этого момента конкурсное производство считается завершённым.

В соответствии со статьей 151 Закона о банкротстве определение экономического суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С момента внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник — юридическое лицо — ликвидированным, должник — индивидуальный предприниматель — прекратившим свою деятельность и свободным от долгов, связанных с его деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя.

Что будет дальше?

По нашему мнению, столь существенные изменения в процедуру банкротства, — по сути введение нового этапа — моратория правительства, — не требуются. Необходимость изменений не была вызвана запросами ни представителей бизнеса, ни профессионального юридического сообщества. Имеющиеся инструменты и процедуры банкротства вполне могли бы справиться с предполагаемым увеличением количества банкротств. Очевидно, что эти меры не увеличат объем ликвидности в пострадавших секторах экономики. Скорее наоборот: потенциальные инвесторы внесут коррективы в свои планы с учетом моратория.

Недобросовестные должники, конечно, же воспользуются моментом и предоставленной индульгенцией — запретом на обращение в суд об их банкротстве и приостановлением исполнительного производства. Стоит ожидать сделок по выводу активов, увеличению необоснованной кредиторской задолженности, которые оспаривать можно будет уже после моратория в процедурах банкротства. То есть фактически сейчас появится окно — около года — для разного рода злоупотреблений.

Крупные залоговые кредиторы (как правило, банки) оказываются в привилегированном положении. Все обеспечения исполнения обязательств, в том числе залоги, сохраняются. Процентные платежи за пользование денежными средствами сохраняются, объем задолженности заемщиков растет. Что касается других кредиторов, штрафные санкции применены быть не могут в силу наступивших форс-мажорных обстоятельств.

Институт банкротства и предсказуемые правила игры в этой сфере идут на пользу экономике, позволяют ей оздоравливаться. Слабые компании уходят с рынка по установленным регламентам, сильные компании продолжают развиваться. Когда этот процесс будет остановлен на один год, может возникнуть ситуация «зомби»-экономики: фактически несостоятельные компании-банкроты не будут иметь возможность ликвидироваться и уйти с рыка, а продолжат свою деятельность с очевидными нарушениями обязательств перед другими сильными компаниями, и таким образом также ухудшат и их экономическое положение.

Последние два раздела проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» посвящены поддержке туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, и защите интересов граждан, а также чрезвычайным полномочиям правительства в сфере организации и осуществления федерального государственного контроля и изменениям в положениям Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Этапы процедуры банкротства

Процедура под контролем арбитражного суда может длиться несколько лет. Начинается все с реабилитационных процедур:

  • наблюдение (проверяется финансовое состояние компании, созывается первое собрание кредиторов – проводится в течение 6 месяцев);
  • внешнее управление (длится 1,5 года, может быть продлено еще на 6 месяцев, внешний управляющий становится руководителем предприятия, объявляется мораторий на выплату долгов);
  • финансовое оздоровление (может длиться до 2-х лет, включает реструктуризацию долгов, восстановление платежей кредиторам).

Если «реанимировать» организацию не удалось, начинается этап ликвидации юрлица. Называется этот этап конкурсным производством. Продолжительность этапа 6 месяцев, возможно продление еще на такой же срок.

За это время управляющий распродает имущество и выплачивает долги. При банкротстве застройщиков на практике чаще всего применяются только наблюдение и конкурсное производство. Контроль и распределение конкурсной массы ликвидируемой компании находится в руках назначенного судом управляющего. От его умения и беспристрастности зависит справедливое погашение долгов.

Кандидатуру управляющего предлагает кредитор-инициатор. Если в арбитражный суд не представлена кандидатура, то суд выбирает специалиста на должность управляющего самостоятельно. Список претендентов подает в суд самоуправляющая организация арбитражных управляющих.

Фото: pixabay.com/mrganso

Четыре процедуры банкротства, о которых нужно знать

Процедура банкротства имеет целый ряд критериев и этапов, которые нужно учитывать. Первые два этапа – наблюдение и финансовое оздоровление – считаются процедурами не банкротства, а несостоятельности. В таком случае у компании квалифицируется наличие проблем и со стороны государства вводится контроль за её деятельностью для предотвращения причинения ещё больших убытков её контрагентам.

Цель процедуры наблюдения – составить анализ финансового состояния должника. Именно на этом этапе будет понятно, какие последствия возникнут для компании. Срок проведения анализа составляет 7 месяцев и может продлеваться.

На этом этапе назначается временный управляющий. Его задача – собрать информацию в отношении имущества должника, предотвратить эпизоды вывода активов через контроль за деятельность организации, согласовать целый ряд сделок.

Временный управляющий не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность и отстранять руководство организации от управления. Контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Второй этап – финансовое оздоровление. Цель этой процедуры – восстановление платёжеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок проведения этапа не превышает 2 лет.

Суть процедуры заключается в том, что собрание кредиторов утверждает график погашения задолженности и контролирует его выполнение. На этом этапе контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Это одна из самых редких процедур банкротства. Она практически никогда не применяется, поскольку само по себе введение процедуры банкротства означает невозможность для организации произвести расчёты.

Третий этап, не менее редкий, – внешнее управление. Его цель – восстановление платёжеспособности в соответствии с планом внешнего управления. Проводится он за 18 месяцев. Контроль переходит внешнему управляющему, который и разрабатывает для компании план выхода из кризиса.

Конкурсное производство – финальная стадия процедуры банкротства, за которой следует ликвидация организации. Цель процедуры – погашение требований кредиторов за счёт имущества должника.

Длится конкурсное производство 1 год. Это условный срок, процедура может затянуться на несколько лет. Условием для продления является незавершение мероприятий по формированию конкурсной массы, по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, оспаривание сделок. Особенность процедуры заключается в том, что контроль над деятельностью должника переходит конкурсному управляющему.

О значении фигуры управляющего и о каждой процедуре банкротства подробности смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

  • Статья
  • Об авторе
  • Cited By

Аннотация

Особенности применения процедур банкротства рассматриваются в аспекте принимаемых российских законов о несостоятельности начиная с 1992 года, когда вновь стал возрождаться институт несостоятельности, и до настоящего времени. Оценка влияния мирового финансового кризиса показала, что для России кризис не стал определяющим фактором массовых банкротств.

Ключевые слова

Для цитирования:

Толпегина О.А. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2013;(5):86-96. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2013-5-86-96

For citation:

Tolpegina О.А. ANALYSIS OF THE NATIONAL PRACTICE BANKRUPTCY PROCEEDINGS. Strategic decisions and risk management. 2013;(5):86-96. (In Russ.) https://doi.org/10.17747/2078-8886-2013-5-86-96

На современном этапе несостоятельность следует рассматривать со сложившихся особенностей, складывающихся тенденций фор­мирования механизма банкротства за весь пе­риод воссоздания института несостоятельности в России (с 1992 года) и с учетом мирового фи­нансового кризиса, внесшего свои коррективы в динамику процесса банкротства. Анализ приме­нения процедур банкротства показывает, что оп­тимальные решения по целому ряду ключевых вопросов регулирования конкурсных отношений еще не найдены. По словам В. Ф. Яковлева, члена- корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора, советника президента РФ, судебная практика рассмотрения арбитражных дел явля­ется «зеркалом экономики», а применительно к реализации процедур банкротства — «зеркалом эффективности правового регулирования несо­стоятельности (банкротства)» [16, с. 9].

Если за период применения первого закона «О несостоятельности (банкротстве) предприя­тий» [2] количество подаваемых заявлений исчис­лялось десятками, от 100 заявлений в 1993 году до 240 в 1994 году, то начиная с 1998 года, когда был принят второй одноименный закон [3], число заявлений о признании должника банкротом бы­стро поползло вверх, вплоть до 2002 года, когда был принят третий закон о несостоятельности (табл. 1). Именно 1998 год стал новым этапом в развитии и совершенствовании института бан­кротства в современной России.

В 1999 году было подано 15 500 заявлений о признании должника банкротом, тогда как, по данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собствен­ности и хозяйствования, на 1 января 1999 года в России число зарегистрированных субъектов, включая филиалы и обособленные подразделе­ния, составило около 2,7 млн, в том числе свыше 1,6 млн акционерных обществ и товариществ, или чуть больше 0,15% от всех субъектов хо­зяйствования [12, с. 26]. Всего лишь через два года, а именно на 1 января 2000 года, количе­ство дел, принятых к производству, состави­ло порядка 15 200, а на 1 января 2002 года — более 52 500.

Читать еще:  Банкротство ТСЖ что дальше

Рис. 1. Динамика подаваемых заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами)

Таблица 1

Количество заявлений о признании должника банкротом с 1993 по 2011 год

Стремительный рост статистики подава­емых заявлений о признании должника не­состоятельным запустил безостановочный механизм инициирования банкротств: ко­личество заявлений о признании должника банкротом только с 2000 (19 041 заявлений) по 2002 год (106 647 заявлений) возросло в 5,6 раза (см. табл. 1). По данным Федераль­ной службы России по финансовому оздо­ровлению и банкротству (ФСФО), за первое полугодие 2002 года были завершены дела о банкротстве примерно 16 тыс. предприятий, возбуждено при­близительно 33 тыс. новых дел о банкротстве. В результате на 1 июля 2002 года в производстве находилось уже около 61 тыс. дел о банкротстве [11, с. 62].

Наиболее сложная ситуация на­блюдалась в машиностроении и металлообработке, где проце­дуры банкротства могли быть инициированы государством в отношении примерно 60% предприятий. После августов­ского кризиса 1998 года удельный вес убыточных предприятий промышленности составлял 40%, а ко второй половине 2002 года он достиг уже почти 47% [11, с. 63].

После принятия третьего Федерального зако­на «О несостоятельности (банкротстве)» [1] чис­ло подаваемых заявлений сократилось до 14 277, примерно как в 1998-1999 годах (см. табл. 1). Та­ким образом, совершенствование законодатель­ной базы в сфере несостоятельности способство­вало стабилизации экономической обстановки и уменьшению хозяйственных рисков.

Пиковыми годами по численности потен­циальных банкротов оказались 2005 год и осо­бенно 2006 год: 32 019 и 91 431 поданных исков соответственно, и это в ситуации общего эконо­мического роста, сокращения инфляции и по­зитивных изменений в мировой экономической конъюнктуре. Так, в частности, согласно годо­вому отчету Банка России, в 2006 году положи­тельный сальдированный финансовый результат в экономике возрос по сравнению с 2005 годом на 31,6% (до 3845,9 млрд руб.). Доля убыточных организаций в их общем числе составила 29,7%, что на 3,8% меньше, чем в 2005 году. Подобную парадоксальную ситуацию можно объяснить только вновь возросшим интересом к переделу собственности. Не случайно все громче стали звучать голоса в пользу пересмотра итогов при­ватизации. Это лишний раз доказывает несовер­шенство институционально-правовой базы несо­стоятельности в России, что дает возможность воздействовать на механизм банкротства, минуя объективные предпосылки.

Оживление процесса признания должников несостоятельными в 2009-2010 годах, несомнен­но, вызвано мировым финансовым кризисом. По подсчетам Росстата, падение производства за 2009 год составило 10,8% (неофициально — по­рядка 14,0-16,0%). Доля компаний, получивших убыток в 2009 году, превысила 39,5%, а только за первый квартал 2010 года — уже 38,8%. Бо­лее трети всех российских компаний закончили 2010 год с убытками.

2009-2012 годы ознаменовались громкими банкротствами крупных компаний: «Арбат энд Ко», управляющая сетью 95 магазинов косметики и парфюмерии «Арбат Престиж», розничная груп­па «Самохвал» с сетью из 60 одноименных супер­маркетов и 10 развлекательных центров в Москве, Московской области и городах Центрального фе­дерального округа, Байкальский и Енисейский целлюлозно-бумажные комбинаты, компания «Бахус», принадлежащая комбинату «Очаково», крупнейший авиаперевозчик России «Красэйр» и головная компания альянса AiRUnion. В череде последних банкротов — Мультибанк, Уралфин- промбанк, Донской инвестиционный банк и др., а также ряд известных компаний на российском рынке: авиакомпания «Континент», крупный туроператор «Капитал Тур», группа компаний «СВ», ООО «Октябрьский завод низковольтной электроаппаратуры» (Республика Башкортостан, г. Октябрьский), авиационное предприятие «Зо­лотое кольцо» (Ивановская область), москов­ская авиакомпания «Евразия», республиканская авиакомпания «Алания» и др. В конце 2012 года не удалось избежать банкротства Балтийскому за­воду, чей совокупный долг превысил 15 млрд руб. Судостроительством теперь займется новое юри­дическое лицо. Среди крупнейших субъектов РФ по показателю валового регионального продукта наибольшее число банкротств за 2012 год зареги­стрировано в Москве (773 компании), Самарской области (549 организаций) и в Республике Баш­кортостан (489 предприятий).

Собственно статистика подаваемых заявлений о признании должников банкротами не выглядит угрожающей. Если в 2008 году количество заяв­лений снизилось на 22,3% по сравнению с про­шлым годом, то в 2009 году рост возобновился, но незначительно, составив 15,1%, или 39 570 заявлений, динамика инициирования банкротств несколько замедлилась в 2010 и 2011 годах.

Прирост дел о признании банкротами был не­значителен и в 2010 году, не превысив 1,7%, всего было подано 40 243 заявления. На фоне данных Росстата об убытках компаний 2010 год не только не стал лидером по числу банкротств, но напро­тив, произошло резкое снижение поданных заяв­лений о признании организаций несостоятельны­ми — на 17,0% к 2011 году.

В 2011 году, по данным Росстата, убыточ­ных предприятий в нашей стране стало боль­ше на 0,3% по сравнению с первой половиной 2010 года. Их доля достигла 34,7%. Только на­чиная с 2012 года динамика банкротств опять по­ползла вверх.

В январе — мае 2013 года доля убыточных орга­низаций по сравнению с соответствующим пери­одом 2012 года увеличилась уже на 2,1 процент­ного пункта и составила 33,5%. В производстве и добыче полезных ископаемых количество ор­ганизаций, понесших убыток, выросло до 44,7%, в прошлом году этот показатель равнялся 38,1%.

Есть основания назвать рост числа подавае­мых заявлений о признании должника несостоя­тельным к 2013 году отсроченным банкротством. И в этом видится одна из острых макроэконо­мических проблем, к ним относятся затягивание кризисных процессов, недостаточно эффективная реализация государственной антикризисной про­граммы, принятой в первые годы финансового кризиса.

Анализ статистики несостоятельности по­следних кризисных лет показал, что 2009­2012 годы не были рекордными по числу бан­кротств, следовательно, мировой финансовый кризис не стал значимым фактором, определя­ющим процесс банкротства в России, в отличие от стран Западной Европы, США, Канады и ряда других государств.

Особого внимания заслуживает проблема соотношения реабилитационных и ликвида­ционных процедур. В настоящее время вопрос о целесообразности введения реабилитацион­ных процедур или конкурсного производства во многом остается дискуссионным и откры­тым. Как считают некоторые специалисты в об­ласти антикризисного управления [14, с. 150], выраженная в законе [1] направленность на вы­бор реабилитационных процедур (как предпо­чтение ликвидации) не является конструктив­ным решением. Их основной аргумент состоит в том, что реабилитационная процедура, вво­димая лишь при наличии формальных основа­ний, не способна привести к восстановлению платежеспособности должника. Высказывается мнение, что положения закона «О несостоятель­ности (банкротстве)», предусматривающие вве­дение реабилитационных процедур при всякой возможности, а порой и вопреки здравому смыс­лу, не способствуют эффективности конкурсного процесса. В тех делах о банкротстве, где на ос­новании решения кредиторов вводилось внеш­нее управление, хотя по объективным признакам следовало открывать конкурсное производство, должники в конечном итоге признавались бан­кротами [14, с. 150]. В связи с этим наиболее эффективной с точки зрения выхода из кризиса является ликвидационная процедура, которая до­пускает полноценное функционирование части бизнеса в будущем.

Проблему правильного выбора при решении вопроса о том, какую из процедур банкротства следует вводить, пытаются осветить многие авторы. Т. Д. Аленичева и С. П. Гришаев [5] полагают, что наличие формальных оснований для введе­ния реабилитационных процедур не должно быть решающим аргументом. Важно учитывать факти­ческие обстоятельства финансового положения должника. Если предприятие невозможно реорга­низовать, его следует ликвидировать. Ликвидация допустима только в том случае, если предприятие фактически перестало функционировать или воз­можность восстановления производства столь незначительна, что кредиторам будет грозить гораздо больший риск при продолжении его дея­тельности [5, с. 111]. Разумно обоснованный под­ход к введению процедур банкротства: всегда дол­жен быть выбор между их ликвидационной либо реабилитационной направленностью. Не следует отдавать предпочтение реабилитации априори [14, с. 155]. Рассматривая вопрос о соотношении реабилитационных и ликвидационных процедур, В. Ф. Попондопуло, специалист в области граж­данского и предпри­нимательского права, высказывает мнение, что целевая установка законодателя на преи­мущественный выбор реабилитации долж­ника не оправдывает себя, судя по склады­вающейся судебной практике,. «Очевид­но, для повышения эффективности зако­нодательства о бан­кротстве установлен­ные приоритеты надо менять. От навязыва­емой законодателем процедуры внешнего управления больше вреда, чем пользы» [10, с. 26].

Таблица. 2

Соотношение процедур банкротства за 1998-2011 годы

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector